Высшее образование при императоре Александре II

 

Деятельность Александра II, правившего с 1855 по 1881 год, затронула фундаментальные основы Российского государства, перемены, глубокие, ощутимые, коснулись всех сфер российского общества. В том числе и такой важнейшей сферы, как образование и просвещение. Результатом проведенных реформ стал выход высшего образования в России на уровень самых передовых образовательных систем Европы и мира, что в свою очередь отразилось на культурном и общем развитии страны в последующее время. Собственно сами реформы проходили в 1860- е года, когда были приняты «Университетский устав» « Устав гимназий и прогимназий» и указ « Положения о начальных народных училищах».

 

Высшие учебные заведения по сети стали автономными, самостоятельность их была реальной, что выражалось в таких привилегиях, как право самим выбирать ректором и высший преподавательский состав. В свою очередь, ученые советы имели права на разработку учебных курсов, программ, и методик преподавания. Хозяйственные дела, судебный разбор проступков студентов, выбор преподавателей для кафедр также находились в полномочиях профессуры ВУЗов.

Без разрешения ректора ни воинские части, ни полиция, включая жандармерию, не имели права вступать на территорию учебного заведения. При университетах были открыты педагогические курсы для подготовки учителей низших и средних учебных заведений в России. В царствование Александра II появилась развернутая система женского образования в России, открыты многочисленные курсы в Санкт- Петербурге, Москве, Киеве и других городах, позже преобразованные в академии и институты.

Важнейшим достижением реформ стало провозглашение принципа всеобщего и всесословного образования в стране.

 





  • История создания МГУ
  • Первый Вуз России
  • Образование и просвещение в Древней Руси
  • Как преподавателю завлечь студентов на свои лекции?
  • Проблема взаимоотношений преподавателя и студента