Проблемы гуманизации высшего образования

 

(http://studikam.ru/wp-content/uploads/2011/12/obrazrussia.jpg)Высшее образование в России как можно быстрее должно быть гуманизировано – такое требование предъявляет мировое сообщество нашей стране при вступлении во Всемирную торговую организацию. Что же понимается под этим понятием?

В узком смысле (в ориентировании на высшее образование) под гуманизацией понимается увеличение числа социально-гуманитарных предметов, таких как история, философия, общая психология, культурология и некоторых других в технических вузах. В широком же смысле, гуманизация – это переориентация всей системы высшего образования, методологии преподавания. Новая педагогическая метода должна изжить механическую передачу и воспроизведение материала. Знания, получаемые студентом, должны быть им глубоко осмыслены, с точки зрения ценностных ориентаций. А это значит, что любая информация, которую преподаватель преподносит своим студентам, должна соответствовать следующим критериям.

 

Во-первых: изложение лекции на доступном для студентов (особенно первого года обучения) языке. Нет необходимости перегружать, как это любят делать многие преподаватели вузов, излагаемый материал специфическими терминами, без объяснения их смысла. Вас интересуют Нейронные сети в matlab (http://neural-networks.ru/)? Тогда, на сайте neural-networks.ru вы сможете найти все про данные сети.

Во-вторых: каждый преподаватель вуза должен учитывать психологические и возрастные особенности своих студентов. Не нужно забывать, что некоторые студенты в силу различных причин не могут в течение полутора часов строчить лекции, внимать монотонному изложению материала. Время от времени им требуется отвлечься, передохнуть. Поэтому, необходимо устраивать небольшие перерывы в лекциях. Например, устроить блиц-опрос по изложенному материалу.

В-третьих: во многих вузах по сей день, редко используются новые методы преподавания, особенно с применением информационно-коммуникативных технологий. Как показывает практика, студент (как и ученик школы) лучше всего усваивает информацию, если она ему видна. Например, исторические годы и события лучше запоминаются зрительно, чем в слуховой передаче. А если это событие демонстрируется на экране монитора, то студенту еще легче его запомнить. Поэтому, процесс гуманизации не может быть без информатизации высшего образования.

В-четвертых: необходимо более тесного соприкосновение высшего технического обучения с социально-гуманитарными предметами. В конце 1990-х годов такая попытка была сделана, но в силу специфики предметов их совмещение не дало результатов. Дело в том, что многие преподаватели технических вузов слабо разбираются в философских, культурологических, обществоведческих вопросах, а сами гуманитарии не способны научно изложить сложные технические и технологические проблемы. Поэтому, эксперимент совмещения в пределах одного предмета технического и гуманитарного изложения провалился. Но, это не значит, что в технических вузах нельзя преподавать гуманитарные предметы. Они должны быть, если мы говорим о гуманизации. Просто преподавание социально-гуманитарных предметов должна вестись более понятным образом для студентов технических вузов.

Таким образом, гуманизация высшего образования предполагает формирование общей культуры, как среди студентов-техников, так и гуманитариев. Без этого процесса современная российская высшая школа не может считаться передовой, а речь идет именно об этом.

 





  • Школа, родители, ученики – споры вокруг платного высшего образования
  • Гражданско-правовое воспитание учащихся на уроках обществознания
  • Какова дальнейшая судьба ЕГЭ…?
  • Плюсы и минусы негосударственных высших учебных заведений
  • Религиоведение в современной российской школе