Грузчику нужен диплом вуза

 

(http://studikam.ru/wp-content/uploads/2011/06/diplom.jpg)Будучи в полугодовой стажировке в городе Баффало (США), я постоянно там слышал: «Странно, вы приехали к нам учиться, а на самом деле мы все время учимся у вас!» Учеба кончилась тем, что они опубликовали результаты наших исследований под своими именами, упомянув, правда, меня в «благодарностях». Еще пример на тему, кто у кого учится. Моя дальняя родственница в 1992 г. уехала со своими родителями на постоянное место жительства в Нью-Йорк. Тогда она училась в 8-м классе средней школы (причем училась плохо, мне даже пришлось несколько раз заниматься с ней, чтобы она могла перейти в следующие классы).

В школе Нью-Йорка, которую она стала посещать после переезда, она сразу была признана одной из лучших учениц. Кстати, если вам нужна регулировка пвх окон (http://www.realprof.ru/remont.htm), то заказать такие услуги вы без труда сможете в компании realprof.ru.

По окончании школы она получила приглашение поступить на факультет компьютерной инженерии Нью-Йоркского университета. Естественно, она согласилась и была принята. Тут же она получила предложение от банка взять в кредит 28000 долларов с условием погашения ссуды в течение 30 лет. Она согласилась, и деньги тут же были перечислены в университет (она их даже не видела). Сейчас она заканчивает 2-й курс, и об оплате учебы даже не думает.

Возвращаюсь в родную страну и что же здесь слышу? Всеобщий вопль: наше образование худшее в мире! С чего вдруг? Не понимаю, почему с упорством, достойным лучшего применения, многие пытаются опорочить то (может быть, единственное), чем мы действительно можем гордиться, — образование. Вот и статья С.Марголиной «Не упивайтесь мифом о лучшем в мире образовании» («Известия» N118) мощно включилась в этот хор.

Почти со всеми тезисами автора можно согласиться. Да, в глубинке образование хуже, чем в больших городах, но неужели автор думает, что на Западе возле каждой фермы располагается Итон? Да, не все наши школьники справляются с программой, однако общеизвестен факт, что в США около 20 процентов граждан функционально неграмотны (то есть не могут понять прочитанный ими текст). Неужели автор считает, что в России дела обстоят еще хуже?

Да, наши учителя часто являются носителями реакционной идеологии, но разве это мешает им хорошо преподавать свой предмет? Моя учительница русского языка и литературы в школе по характеру и манерам была — один к одному — похожа на ее коллегу из кинофильма «Доживем до понедельника». В свое время она написала в райком донос на учительницу математики о том, что та составила школьную команду на городскую математическую олимпиаду в основном из учеников «некоренной национальности».

 

Математичка (тоже, кстати, «некоренной национальности») тогда едва избежала увольнения. Но если я знаю и люблю русскую литературу, то этим прежде всего я обязан своей учительнице. Более того, она послала мое сочинение о Маяковском (которое сама оценила на 4 — «за неполное соответствие плана сочинения его содержанию») на городской конкурс сочинений школьников, и оно заняло 2-е место. Воспоминания об этой учительнице у меня самые теплые.

Так что реакционность взглядов не мешает хорошо учить.

Чтобы выяснить, какое образование лучше, достаточно сравнить типовые учебники для школьников, то есть понять, чему именно хотят научить свое подрастающее поколение в разных странах, каков уровень требований учителей. Сравнить нужно именно типовые учебники, так как есть, конечно, на Западе элитные школы, где с первого класса учат проективной геометрии и теории групп.

При сравнении сразу увидите, насколько глубже и полнее наше образование.

В методике нашего обучения, как мне кажется, два важных преимущества: постоянная обратная связь учителя с учеником — это первое. В США, например, учеников не вызывают к доске, не ругают, не сравнивают с другими из-за боязни «уронить их человеческое достоинство», ученик и учитель фактически не общаются, вернее, общаются только письменно при помощи безликих тестовых работ. И второе — фундаментальность обучения. Во многих странах образование фрагментарно, так как обучаемый уже с младших классов имеет право выбирать некоторые предметы и изучать только их в ущерб полноте картины мира. В Японии, например, распространена концепция «школы-клуба», куда ученик приходит лишь несколько раз в триместр — за получением заданий, консультациями и для сдачи выполненной работы. Информацию он может получать где угодно и от кого угодно. Считается, что так он обучается работать самостоятельно, в основном в библиотеке.

Лейбористы в Великобритании выиграли парламентские выборы в мае 1997 года в огромной мере благодаря недовольству избирателей системой образования. Нынешний лейбористский министр образования Д.Бланкетт заявил: «Если дело касается образования, то здесь я фундаменталист. Я верю в дисциплину, в умение правильно читать и писать, в домашние задания, солидную математическую практику, развитие интеллектуального потенциала — во все то, что многим нынешним детям кажется проклятием». Таким образом, передовые страны хотят подтянуть свое образование до нашего уровня, а некоторые наши горячие головы хотят низвести наше образование до уровня этих стран. Между прочим, науку и образование легко разрушить, но очень трудно восстанавливать. Германия после войны так и не стала значимым научным центром, несмотря на все ее богатство.

Я очень надеялся, что в новых экономических условиях наши (лучшие в мире!) специалисты окажутся востребованными. Но сейчас власти затеяли реформу высшего образования. Казалось бы, реформировать нужно только то, что плохо, что не удовлетворяет потребностям общества. Жизнь показала, что высшее образование в России не нуждается в реформах. То, что сейчас происходит и выдается за реформирование, является не реформированием, а разрушением лучшей в мире системы высшего образования.

Международный валютный фонд выделил нашему правительству 600 миллионов долларов на «реформирование» образования. Я не могу этот факт воспринимать иначе, как взятку на государственном уровне с целью устранить опасного конкурента. Может быть, эта взятка имеет и стратегическую цель, ибо кто же будет опасаться России, лишенной специалистов! Куда пошли упомянутые деньги, я не знаю, но только не на высшую школу, поскольку реформа началась с того, что финансирование всех сократилось в

Автор — доцент кафедры высшей математики Государственного университета коммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича.

 





  • Знания – это сила, а умения – это мощь
  • Школа, гимназия, лицей… ВУЗ?
  • Учиться в зарубежных вузах вполне реально
  • Вуз, какой у тебя рейтинг?
  • Деньги правят миром, а деньгами - выпускники экономических вузов