А мы едем за деньгами…

 

Говорят, что мы спешим за чудесами

И в дорогах видимо средство от тоски –

А мы едем, а мы едем за деньгами,

За туманом едут только дураки!

Так звучала эта песенка десять лет назад (а появилась, скорее всего, раньше, во времена первого освоения Тюменской «нефтянки») и наверняка звучит и сейчас. Как правило, среди студентов она приобретает популярность ближе к концу четвёртого курса, когда приходит время ехать на производственную практику.

Стойкое мнение о производственной практике как о «поездке за деньгами» сложилось ещё в советские времена. В нашем веке актуальность такого взгляда сохранилась, пожалуй, только для тех, кто имеет какое-либо отношение к нефти и газу. В нулевые, во время взлёта цен на энергоносители, студенты-топографы, нефтехимики, геологи, строители ехали на пять месяцев «на севера» и возвращались с первыми, купленными на собственные деньги, автомобилями. Помимо заработанных денег, они привозили суровый северный загар, взрослые взгляды на жизнь и репутацию «полевика».

 

Когда грянул кризис, ситуация в очередной раз изменилась. «За деньгами» сегодня удаётся поехать очень немногим – как правило, для этого нужны связи в профильных предприятиях или редкое везение. Большинство же оказывается перед выбором – идти ли за копейки или вовсе бесплатно стажёром на любую хотя бы отдалённо схожую со своей специальностью работу, остаться в вузе с перспективой всю практику разбирать архивы деканата или вовсе оформиться в профильное предприятие грузчиком, получив в конце сезона «липовую», но столь необходимую запись в трудовой книжке.

Первый вариант, при всех его недостатках, предпочтительнее – он, по крайней мере, даёт небольшой, но профессиональный стаж. Второй же может помочь в дальнейшем, когда придёт время дипломного проектирования – работа в вузе, даже в качестве лаборанта или техника, способствует улучшению отношений с преподавательским составом. Что касается третьего, «липового» варианта, то, как ни печально, он в наше время является наиболее популярным, поскольку кризис не щадит никого, рабочие места сокращаются, и работы для студента, пусть даже без оплаты, просто нет.

Итак, что же посоветовать студенту, готовящемуся к производственной практике?

Во-первых, заранее, месяца за два (деканаты часто настаивают, чтобы поиск места начался за полгода до практики, но это целесообразно только в тех случаях, когда есть реальная возможность завести личные связи в производстве) озаботиться поиском места и подачей заявки. Во-вторых, чётко определить свои цели и возможности – слабому здоровьем студенту нет смысла выбирать тяжёлую полевую вахту даже при условии гарантированной высокой оплаты – скорее всего, такой стажёр будет «списан на материк» по состоянию здоровья уже в первый месяц работы. В-третьих, очень рекомендуется прислушаться к советам «бывалых людей», особенно студентов старшего курса, которые проходили производственную практику не ранее, чем год назад: они могут рассказать много интересного и важного о предприятиях, набирающих стажёров, и предостерегут от того, чтобы попасться на удочку некоторых недобросовестных работодателей, заманивающих наивных студентов высокими оплатами – зачастую на деле студентам, честно отработавшим сезон у таких «рабовладельцев», не хватает денег даже на обратный билет. Четвёртый совет логически связан с предыдущим – устраиваясь на производственную практику, необходимо очень чётко и подробно выяснить условия работы, проживания и оплаты труда. И наконец, всякий студент должен помнить – чем лучше он проявит себя во время обучения, тем больше шансов, что с местом на производственную практику, а в перспективе и с трудоустройством, ему помогут преподаватели.

 





  • Почему полезно проявлять любознательность?
  • Блокнот или первый шаг к сознательности
  • Стоит ли поступать в магистратуру?
  • Любимую профессию можно создать самому
  • Методы поиска работы для вчерашних студентов